Давыдова Софья Андреевна
МБОУ СОШ № 16
Педагог-психолог
2013-2014 учебный год
Вашему вниманию предоставляется тренинг «ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СВЕРСТНИКАМ». Данный опыт может пригодиться в совместной работе педагога-психолога и классного руководителя учеников в возрасте 14-15 лет.
Признание за другим человеком права иметь своё представление о происходящем, но при этом не остаться равнодушным, так как толерантность проявляется в значимой для подростков ситуации. В подростковом возрасте 14-15 лет ребята стремятся проявить себя как взрослые люди. Большое значение для их общения на данном возрастном этапе развития оказывают сверстники. Когда подростки проявляют себя интолерантно по отношению к своим товарищам, такое поведение провоцирует развитие деструктивных конфликтов. Проблема толерантного и интолерантного поведения особенно актуальна для школ, которые являются поликультурным пространством.
Целью развивающего занятия толерантности является формирование установки на толерантное поведение школьников к сверстникам.
Следует отметить, что одного занятия не достаточно, так как за один раз, столь непродолжительное время сформироваться механизму толерантности проблематично, но пусковой процесс вполне осуществим.
Занятие содержит три задачи:
1.Обучающая задача – изучить сущность понятия «толерантность», раскрыть характеристики толерантного и интолерантного поведения.
2.Развивающая задача – получение навыка рефлексии (осознанность своих чувств и модели поведения); отработка коммуникативных навыков (умение слушать и слышать собеседника).
3.Воспитательная задача – формирование эмоциональной отзывчивости между участниками.
Длительность занятия 1 час 15 минут.
Необходимые материалы – ватман с правилами работы в группе, 4 ватмана для упражнения, стикеры, скотч, ножницы, ручки, маркеры, клубок ниток.
Содержание развивающего занятия: «Толерантность к сверстникам»
- 1.Разминка «Ураган» (5 минут).
Цель: выявить насколько терпимы участники друг к другу.
- 2.Правила работы в группе, сбор ожиданий (5 минут).
Цель: Создать безопасную и комфортную среду в группе, настроить участников на занятие. События в группе должны быть проговорены и осознаны ведущим и участниками. Наличие когнитивного (мыслительного компонента).
- 3.Салфетки (7 минут).
Цель: определить насколько участники контролируют свои действия, возможность посмотреть на одноклассника с другой стороны.
- 4.«Терпимость» (40 минут).
Цель: понять сущность понятия толерантность.
- 5.Упражнение «Спутанные цепочки»(5 минут).
Цель: рефлексия терпимости.
- 6.Упражнение «Я хороший-ты хороший» (5 минут) – приложение 1.
Цель: понять, как развивается толерантность к другому человеку; осознать установки толерантного человека.
- 7.Клубок (5 минут).
Цель: подведение итогов занятия, понимание себя и других участников (рефлексия поведения).
Выводы:
Представленная разработка развивающего занятия«Толерантность к сверстникам» наиболее подходит для учащихся подросткового возраста(14-15 лет) с целью активизации установки на толерантное поведение школьников к сверстникам. Под термином «толерантность» подразумевается признание за другим человеком права иметь своё представление о происходящем, при этом не быть равнодушным, так как толерантность проявляется в значимой для человека ситуации.
Материалы по данной методической разработке скачиваются по приведенным ниже ссылкам.
1.Полная пояснительная записка
2.Приложение 1. Стимульный материал.
3.Приложение 2. Диагностика уровня толерантности