foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Добро пожаловать на официальный сайт МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 16 К сожалению, на данный момент сайт находится на доработке. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

ШКОЛА №16

Хабаровск

МЕНЮ САЙТА

КОММЕНТАРИИ

  • СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА

    Елена 10.05.2017 00:58
    Здравствуйте! Классный сайт!

Анализ работы МБОУ СОШ № 16 по реализации программы муниципальной экспериментальной площадки «Социальная и культурная интеграция детей мигрантов»

(1-й этап эксперимента- 2013/2014 годы – подготовительный период (анализ международного опыта, формирование нормативно-правового обеспечения, разработка новых методик, подготовка рабочих программ по преподаваемым дисциплинам).

В декабре 2013 года, после присвоения статуса «Муниципальная экспериментальная площадка», педагогический коллектив учреждения приступил к специально организованной работе по теме «Социальная и культурная интеграция детей мигрантов».

Наша школа является многонациональной: по статистическим данным в школе обучаются дети 17 национальностей. На период декабря 2013 г. детей мигрантов г. было 11 чел; на конец учебного года – 17 чел.

Подготовка к работе по теме эксперимента проводилась в течение 2013 г.

В октябре месяце было проведено диагностическое исследование обучающихся и педагогов.

Результаты исследования проиллюстрировали отношение к иностранным гражданам - доминирующая часть респондентов проявляла недоверчивое отношение к данной категории населения.

Необходимо отметить, что обучающиеся старших классов имеют более высокий уровень толерантности по сравнению с обучающимися 5-8 классов. Несмотря на существующие негативные тенденции в отношении мигрантов, обучающиеся 5-8 классов стараются не вступать в конфликты с детьми мигрантов.

Кроме того выясняется, что у детей не достаточно сформирован интерес к получению дополнительной информации о культуре других народов.

Данные проведенных исследований были представлены на педагогическом совете в ноябре 2013 г. («Педагогические условия формирования и развития социальной и культурной интеграции детей мигрантов»). Результаты диагностик обусловливают необходимость проектирования и реализации модели поликультурного образовательного пространства, которое призвано  в т.ч. повысить и педагогическую культуру.

Также на педагогическом совете отмечалось, что в обучении детей мигрантов существуют специфические проблемы: значительный перерыв в занятиях, слабое знание русского языка, несоответствие требований в школах, и, как следствие, - низкая успеваемость.

Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми. Все это порождает определенные защитные реакции детей-мигрантов.

В этих условиях перед нами возникает вопрос, а готов ли учитель к работе с учащимися-мигрантами? Анализ результатов диагностики позволил выделить целый ряд трудно решаемых педагогических и практических проблем:

  • недостаточная разработанность технологий, форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду;
  • неразработанность типологии учащихся-мигрантов с целью осуществления дифференцированного подхода, развития их способностей и коррекции;
  • трудности в обеспечении преемственности форм и методов учебно-воспитательной работы начального и основного общего образования;
  • неподготовленность педагогических кадров к работе с детьми мигрантов.

Налицо явное противоречие между имеющимся у педагогов опытом учебно-воспитательной работы с детьми, обучающимися в однородных по национальному составу, языку и культуре классах, и необходимостью их подготовки к работе в условиях многонационального состава учащихся.

Это предполагает разработку и осуществление специальных программ работы с разными группами детей, в т.ч. и с детьми мигрантов.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость в обобщении опыта работы педагогов с детьми мигрантов, обосновывающей содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.

Модель представляет собой целостный подход к организации процессов адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы. Цель - интегрировать учащихся-мигрантов в российскую образовательную среду.

Реализация модели предполагает пошаговое выполнение задач. Первоочередной задачей по реализации данной модели стала, прежде всего, подготовка образовательной среды к работе с данной категорией детей, создание благоприятного микроклимата в школе.

На педсовете были рассмотрены Положение о ПМПК, Положение об обучении детей мигрантов, испытывающих трудности в изучении русского языка, Модель индивидуального сопровождения детей мигрантов, Форма карты индивидуального сопровождения обучающихся мигрантов, Форма характеристики на обучающегося, направляемого на ПМПК.

Одно из приоритетных направлений это подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми мигрантов, способных к организации диалога культур.

В целях обеспечения готовности педагогов к работе с детьми из семей мигрантов, их интеграции в образовательный процесс и городское сообщество была разработана модель внутришкольного обучения педагогов.

В 2013-2014 учебном году МБОУ СОШ № 16 принимала участие в международном проекте LMPSM«TEMPUS», в ресурсном центре ДВГГУ педагоги проходили специальное обучение по работе с детьми мигрантов.

Также на базе ДВГГУ прошла обучение социальный педагог по теме: «Социальные и психологические аспекты работы с мигрантами»

Социальный педагог и психолог прошли обучение в г. Санкт-Петербурге

по теме «Менеджмент в сфере психолого - педагогического и медико -социального сопровождения детей».

Педагоги школы участвовали в ежегодной международной конференции, посвященной проблемам интеграции мигрантов в Хабаровском регионе (18 декабря 2013 г., ДВГГУ).

В школе работал ежемесячный социально-психолого-педагогический семинар (проведено 4 семинара докторами и кандидатами социологических, педагогических и психологических наук, с участием специалистов ТОГУ, ДВГГУ, академии экономики и права).

Педагог - психолог проводила практические занятия по теме «Социально-психологическая работа с детьми мигрантами. Формы и методы культурно ориентированной психологической помощи». Также психологом школы разработан тренинг для педагогов по толерантности.

Партнерство с информационно-ресурсным центром «Единение» позволило нам принять участие в гранте по реализации программы межшкольной площадки.

И завершением данной работы в 2013-2014 учебном году стало проведение круглого стола «Проблемы межнационального общения в Хабаровском крае», цель которого обсудить вопросы и проблемы межнационального общения детей и подростков в образовательном учреждении; наметить пути сотрудничества между педагогами наших школ с целью обмена опытом.

По итогу работы участниками круглого стола (педагогические коллективы МБОУ СОШ №16,58) были разработаны рекомендации, которые впоследствии были представлены в Правительство Хабаровского края для дальнейшей обработки.

Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности - Все педагоги прошли обучение по работе с детьми мигрантами.

Разработана модель внутришкольного обучения педагогов.

Проблемы, риски - Включение в полном объеме всех педагогов в реализацию модели, повышение качества педагогической деятельности с детьми мигрантов, применение технологий при обучении детей мигрантов, доля педагогов, транслирующих опыт работы с детьми мигрантов.

Задача – развитие системы социально-психологического сопровождения обучения и воспитания детей-мигрантов. Для скорейшей адаптации таких детей, а также коррекционно-развивающей работы, мы привлекаем различных специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Разработана инструкция для тьютора.

Диагностика проблем детей мигрантов состоит из следующих этапов:

На первом этапе диагностика проводится с помощью таких методов, как опросы, анкетирование, интервью, анализ результатов деятельности, наблюдение.

При приеме детей в школу, родители заполняют анкету, с ребенком и с родителями проводится собеседование, на основании которого специалистами составляется психолого-педагогическая характеристика для направления его на ПМПК.

На ПМПК рассматриваются такие вопросы, как итоги изучения документов и результатов диагностики на вновь прибывших детей, определение детей в образовательный класс, составляется карта индивидуального сопровождения.

Далее проводится индивидуально-коррекционная работа по сопровождению ребенка (в т.ч. и по запросу родителей), индивидуальные психолого-педагогические консультации для детей по личностным проблемам. Ребенок может обратиться к социальному педагогу по школьному телефону доверия. Также организована индивидуально-групповая работа с детьми мигрантов во второй половине дня.

Социальный педагог школы ежегодно при составлении социального паспорта школы, учитывает наличие детей мигрантов и детей цыган (билингвов); проводит учет, корректирует картотеку на детей мигрантов, проводит изучение бытовых условий, проживания детей мигрантов.

С детьми из семей мигрантов и с детьми билингвами проводится индивидуальный и групповой тренинг по проблемам социальной адаптации данных подростков. Утвержден график работы сенсорной комнаты.

Появление в школе тьютора позволило индивидуально подходить к решению проблем семей мигрантов. Тьютор является координатором психолого-педагогического сопровождения развития детей-мигрантов, взаимодействует с классными руководителями и заместителем директора ВР по включению детей мигрантов в систему дополнительного образования, социально-значимую деятельность, в социально значимые проекты, акции и мероприятия, участию в творческих выступлениях, в конкурсах разного уровня, в школьном самоуправлении.

На заседаниях методических объединений уделяется внимание вопросу организации дополнительной работы с обучающимися по качественному выполнению домашних заданий (в т.ч. из семей мигрантов). Учителя -предметники организуют группы самопомощи и взаимопомощи. Еженедельно, по субботам организованы консультации по данному вопросу для родителей.

На этапе проведения индивидуально-коррекционной работы по сопровождению ребенка педагогическая диагностика предполагает углубление знаний о проблемах учащегося методом наблюдений, тестирования, проигрывания проблемных ситуаций.

На последнем этапе диагностики осуществляется выделение конкретных показателей (индикаторов) развития определенных качеств личности учащегося-мигранта, проводится анализ продуктов деятельности, творчества учеников. В конце учебного года, в мае, проводилась ПМПК. На ПМПК специалисты представили характеристику на каждого ученика мигранта, подводились итоги по каждому ребенку. Даются рекомендации доля педагогов, родителей по дальнейшему сопровождению ребенка.

Работа с родителями: 2013-2014 учебный год

Индивидуальные консультации родителям по проблемам развития и воспитания ребенка, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости.

Групповая работа с родителями (групповая родительская школа) (консультации, беседы, обучающие семинары, тренинги).

Включение родителей в совместные досуговые и воспитательные мероприятия школы.

Социально -правовое консультирование.

Помощь родителям в сопровождении самостоятельной учебной работы ребенка.

В феврале 2014 г. – прошла родительская встреча «Особенности воспитания ребенка мигранта», в апреле 2014 г. - родительская встреча «Юридический ликбез

Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности - в школе проводится работа по созданию системы социально-психологического сопровождения обучения и воспитания детей мигрантов. Специалисты отмечают комфортность пребывания детей в школе, их позитивное отношение к процессу обучения, эмоциональное принятие личности учителя; дети мигрантов не пропускают уроки без уважительных причин, не стесняются участвовать в обсуждениях, ролевых играх, групповой работе, практически у всех сложился свой круг общения.

Разработаны: Модель индивидуального сопровождения детей мигрантов, Форма карты индивидуального сопровождения обучающихся мигрантов, Форма характеристики на обучающегося, направляемого на ПМПК.

Проблемы, риски- Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, укрепить степень доверия ребенка из семьи мигранта ко всем участникам образовательного процесса.

Задача -создание условий для освоения детьми из семей мигрантов русского языка, основ культуры и истории России, поведенческих норм и образа жизни.

В 2013-2014 учебном году для детей из семей мигрантов учителями начальных классов и русского языка организованы дополнительные занятия по изучению русского языка. Для детей мигрантов и детей билингвов (6-7 лет) организована подготовка к обучению в школе на платной основе. Но педагоги понимали, что в российских школах преподавание ведётся по программе для детей, для которых русский язык является родным языком. Детям-билингвам необходимо обучаться по программе для иностранцев. Также детям, для которых русский язык не является родным, необходимы индивидуальные занятия с филологом.

Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности –

Применимость школьных знаний при поступлении выпускниками в колледжи (5 чел.).

Проблемы, риски - не разработаны необходимые законодательные документы, регламентирующие набор детей-билингвов в массовые общеобразовательные учреждения, постановка школьными специалистами заключения о готовности к обучению в школе, родители не могут помочь своему ребёнку в силу уже своих недостаточных знаний по русскому языку.

Задача – содействие формированию у обучающихся навыков межкультурной коммуникации, культуры межнационального общения, интереса и уважения к российской культуре и истории, чувства сопричастности с российской культурой и российским обществом

2013-2014 учебный год

Проведение образовательных проектов;

Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий,

Встречи с представителями национальных диаспор (встреча с украинским землячеством «Криница», посв. юбилею Т.Г. Шевченко),

Разработана и реализована в июне 2014 г. модель летней пришкольной площадки для 1-4 кл. «Калейдоскоп культур» по развитию межкультурной коммуникации.

Пересмотр образовательных программ по предметам в рамках актуализации в учебном материале поликультурных аспектов воспитания. Разработаны методические рекомендации по включению этнокультурного компонента в рабочие программы по учебным предметам.

Психологом разработана программа «Школа толерантности» для учащихся 1-11 классов, которая включает в себя циклы тренингов.

Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности

Охват детей мигрантов школьной системой дополнительного образования.

Включенность детей в массовые мероприятия класса и школы (национальные праздники, фестивали национальных культур, классные часы и беседы на темы, связанные с дружбой, толерантностью, оказание помощи в различных делах).

Включение родителей в совместные досуговые и воспитательные мероприятия школы.

Содействие обучающимся из семей международных мигрантов в изучении ими родного языка и культуры своего народа (Через включенность детей в массовые мероприятия класса и школы, встречи с представителями национальных диаспор, участие в неделе русского языка и литературы).

Проблемы, риски –

  1. 1.1.Классные руководители не достаточно подготовлены по вопросумоделирования и построения воспитательной системы класса.

Задача – содействие взаимной адаптации всех участников образовательного процесса, привлечение с этой целью соответствующих инструментов контроля и мероприятий, стимулирующих и активизирующих эту работу.

  1. 1.1.Приняты локальные акты, регулирующие инновационную деятельность: инструкция тьютора, план деятельности педагогического коллектива на учебный год оставлен с учетом ЭР.
  2. 2.2.Внутришкольное повышение квалификации проводится в форме педагогических консилиумов для педагогов, учащихся и их родителей, с целью контроля качества и выявления трудностей в работе, заместитель директора проводит мониторинг обученности детей мигрантов.
  3. 3.3.Партнёрские отношения установлены с:

Ассамблеей народов Хабаровского края,

АНО «Дети и взрослые», Информационно-ресурсным образовательным центром «Единение».

Челканова Е.Н., социальный педагог, приняла участие в реализации образовательной программы организованной в рамках проекта «Информационно ресурсный образовательный центр «Единение» для национальных, религиозных и образовательных организаций Хабаровского края г. Хабаровска.

Библиотекой филиалом № 10 МБУК ЦСМБ и другими учреждениями.

Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности - Трансляция опыта

2013 г.

Козлова И.Е, учитель русского языка, участие в работе семинара, выступление по теме «Личность в культурах и этносах, особенности национальной картины мира детей из семей мигрантов», ДВГГУ.

Казачук Н.В., директор, участие в работе круглого стола, выступление по теме «Мигранты в местном сообществе региона: оптимизация взаимодействия», ДВГГУ.

 

С 2014–2017 гг. –2-й этап эксперимента - апробация новых подходов и мониторинг их эффективности.

Планирование на 2014-2015 учебный год:

Продолжить реализацию эксперимента в соответствии с принятой моделью. Отв. – администрация ОУ.

Включение в рабочие программы регионального и этнокультурного компонента. Отв. –руководители м\о.

Организовать дистанционное обучение учителей русского языка и начальных классов по теме: «Обучение русскому языку детей мигрантов как неродному». Отв. Пупынина З.Я.. зам. директора УВР.

Реализация программы «Времена года  как этапы сотрудничества с родителями». Отв. Громова О.Н., зам. директора ВР.

Разработать программу «Родительская школа» (психолого-педагогического сопровождения родителей). Отв. Давыдова С.А., педагог психолог, Кравченко И.Н., педагог дополнительного образования.

Разработка коррекционно -развивающих программ индивидуального сопровождения. Отв. Пупынина З.Я.. зам. директора УВР, руководители м\о

Поддержка реализации школьником индивидуального образовательного маршрута (продолжение работы групп самопомощи и взаимопомощи). Отв. тьютор.

Реализация проектов поликультурной направленности. Отв. Громова О.Н., зам. директора ВР., Пупынина З.Я.. зам. директора УВР.

Корректировка Программы воспитания, проведение семинаров для классных руководителей по моделированию и построению воспитательной системы класса с учетом поликультурной направленности. Отв. Громова О.Н., зам. директора ВР.

Разработка методических рекомендаций. Отв. администрация ОУ.

Подготовить материал по первому этапу реализации эксперимента для публикации.

В заключении следует сказать, что поставленные в программе экспериментальной работы задачи нашим учреждением реализуются. Полученные результаты подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы о том, что социальная и культурная интеграция детей мигрантов в российское общество будет протекать более благоприятно, если педагогический коллектив школы создаст специальные для этого условия.

 

 

Поделиться:

Недостаточно прав для комментирования

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

            naDV 04.20 Баннер Бессмертный полк вертикальный статика-01-min P-75 style city format1 1755d463465340495309c15def0fd4e7 Специальный федеральный обзор «Субъекты РФ для Победы России!»29 7 20Билет в будущее

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

2024 Copyright Официальный сайт МБОУ СОШ №16, г. Хабаровск Rights Reserved