Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Специфика подготовки преподавателей к взаимодействию с детьми в полиэтнической образовательной среде

Добрый день, уважаемые коллеги!

Многонациональный характер российского государства, полиэтническая структура общества, предопределяют появление полиэтнических школ и классов с разным этническим составом  обучающихся. Кроме того,  Российская Федерация – один из наиболее активных участников миграционных процессов, происходящих сегодня в мире. Высокая миграционная нагрузка характерна и для Хабаровска, города экономически привлекательного для трудовых мигрантов.

 В результате,    в образовательных учреждениях  значительно увеличилось число детей, для которых русский язык является неродным.

В нашей школе обучаются дети 17 национальностей. Большинство из них родились  в России. Из общего количества обучающихся более 20% составляют дети мигрантов и цыгане.

В этих условиях перед нами возникает вопрос, а готов ли учитель к решению педагогических задач в работе с детьми разных национальностей? Анализ результатов диагностики позволил выделить целый ряд педагогических и практических проблем:

  • внутренняя настороженность участников образовательных отношений к другой культуре;
  • противоречие между имеющимся у педагогов опытом работы с детьми, обучающимися в однородных по национальному составу, языку и культуре классах, и необходимостью их подготовки к работе в условиях многонационального состава обучающихся, многоязычия и различия культур.
  • не разработанность типологии обучающихся-мигрантов с целью осуществления дифференцированного подхода, развития их способностей и коррекции;
  • поиски новых подходов к организации образовательного процесса. Этот подход должен быть адаптивно направленным. Педагог организует занятия, на которых изучается новая функционально направленная информация. Здесь возникает парадоксальная ситуация: учитель имеет опыт организации деятельности обучающихся при изучении предмета, в то же время испытывает затруднения при введении в образовательный процесс развивающих форм, методов, средств обучения и воспитания, которые бы существенно адаптировали   детей мигрантов к вхождению в образовательную среду.

    Все это предполагает разработку и осуществление специальных программ работы с разными группами детей, в том числе и с детьми мигрантов.

    С декабря 2013 года наша  школа стала муниципальной инновационной площадкой, и педагогический коллектив приступил к специально организованной работе над проблемой  социальной и культурной интеграция детей мигрантов. Также МБОУ СОШ № 16 участвует в краевом проекте "Поддержка общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях" в качестве учреждения, обучающего детей мигрантов.

Подготовка к работе по теме инновационной площадки проводилась в течение всего 2013 года. Было проведено диагностическое исследование обучающихся и педагогов, результаты которого наглядно проиллюстрировали отношение к иностранным гражданам: доминирующая часть респондентов проявляла недоверчивое отношение к этой категории населения.

Данные проведённого исследования были доведены до сведения всего педагогического коллектива школы в рамках работы тематического педагогического совета по теме "Педагогические условия формирования и развития социальной и культурной интеграции детей мигрантов". Результаты диагностик обусловили необходимость проектирования и реализации модели поликультурной образовательной среды, которая призвана, в первую очередь, повысить и педагогическую культуру.

    В связи с этим важно  было организовать специальную подготовку педагогов ориентированных на работу с детьми мигрантов, способных к организации диалога культур. Обучение должно включать в себя не только психолого-педагогические особенности работы с данной категорией детей, но и развитие педагогической толерантности к людям другой национальности,  а также формирование корпоративной культуры школы в аспекте полиэтнического взаимодействия.

Поэтому мы начали с того, что разработали модель внутришкольного обучения педагогов, которая включает в себя следующие направления деятельности:

  1. 1.Работа школьного семинара. Занятия проводят  преподаватели Тихоокеанского государственного университета, Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Академии экономики и права. На семинарах  рассматриваются такие вопросы, как:
  • Миграционные процессы современного мира и России. Особенности миграции в Хабаровском крае.
  • Этническая психология.
  • Социально - психологическая работа с детьми-мигрантами.
  • Педагогическая защита обучающихся из семей мигрантов.
  • Специфика обучения в поликультурном пространстве.
  • Проблемы межнационального общения и другие.

На лекционных и практических  занятиях   используются материалы, которые показывают отечественный опыт работы с обучающимися в межкультурном пространстве.

      На семинаре уделяется особое внимание вопросу переориентации содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе.

На основе принципа преемственности, с учетом региональных особенностей в школе разработаны методические рекомендации по включению этнокультурного компонента в рабочие программы педагогов.

 2.Повышение квалификации на базе сторонних организаций.

  1. a.специальное обучение педагогов работе с детьми мигрантов в ресурсном центре ДВГГУ в рамках международного проекта "TEMPUS". Нашему коллективу была предоставлена возможность   познакомиться с конкретным опытом работы образовательных учреждений города и края по данному вопросу.
  2. b.обучение социального педагога на базе ДВГГУ по теме "Социальные и психологические аспекты работы с мигрантами".
  3. c.обучение социального педагога и педагога - психолога в Санкт-Петербурге по теме "Менеджмент в сфере психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в полиэтнической среде ".
  4. d.Отдельного внимания заслуживает проблема подготовки учителей русского языка и начальной школы. Работая в полиэтнических классах, на учителя   возлагается дополнительный груз профессиональной ответственности не только за языковую подготовку таких детей, но и за создание комфортных условий для их адаптации и обучения  в новых социальных условиях.

Совершенствование компетенций учителей русского языка и начальных классов проводится по следующим направлениям:

    Во-первых, это – повышение квалификации по преподаванию русского языка как неродного. Министерство образования и науки Российской Федерации, Факультет повышения квалификации преподавателей русского

языка Российского университета дружбы народов на базе региональных площадок проводил бесплатное повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений   по вопросам преподавания русского языка как неродного в условиях внедрения ФГОС ОО.12 учителей школы прошли подготовку по данному направлению и получили сертификаты. Из числа этих педагогов была создана рабочая группа по реализации программы «Обучение русскому языку как иностранному».

    Во-вторых, это - организация  консультационной деятельности, помогающей учителям русского языка и начальной школы, эффективно работать в условиях полиэтнического класса (при поддержке ДВГГУ, в т.ч. кафедры русского языка как иностранного).

   Следующим аспектом деятельности учреждения по подготовке педагогов является:

  1. 3.Участие   в гранте по реализации программы межшкольной площадки в рамках партнёрства с информационно-ресурсным центром "Единение".  Был подготовлен и проведен "круглый стол" по теме "Проблемы межнационального общения в Хабаровском крае" (с приглашением коллег из  МБОУ СОШ № 58).

На дискуссионных площадках педагоги обсуждали различные вопросы:

  • Знаем ли мы культуру представителей народов, обучающихся в нашей школе?
  • Коммуникативные проблемы и способы их решения в современном поликультурном социуме.
    • Культурный шок и его последствия для ребёнка в условиях миграции.
    • Проблемы изучения русского языка детей – билингвов.
    • Проблемы воспитания межэтнической, межконфессиональной и межнациональной толерантности в школе.
    • Опыт гармонизации межнациональных отношений и предотвращения межнациональных конфликтов среди школьников.

 4.Участие педагогического коллектива школы в конференциях, "круглых столах", научно-методических семинарах:

  1. a.в ежегодной международной конференции, посвящённой проблемам интеграции мигрантов в Хабаровском регионе;
  2. b.в региональном научно-практическом семинаре "Проектирование поликультурного образовательного пространства в современных условиях Дальневосточного региона";
  3. c.во всероссийском конкурсе-конференции "Социально гуманитарные практики в образовательном пространстве России";
  4. d.в научно-практической конференции "Поликультурное образование и межнациональное общение";

 

5. Партнёрство и сотрудничество с различными культурными центрами, организациями и учреждениями по реализации   программы «Школа – территория толерантности».  Например, школа тесно взаимодействует с библиотекой – филиалом № 10.  Сотрудники библиотеки принимали активное участие в разработке программы летнего отдыха детей «Калейдоскоп культур», культурно-образовательного проекта "Дружба XXI века". Также,  обучающиеся совместно с педагогами, участвуют в культурно-образовательном проекте «Священный храм живых печатных слов», разработанным библиотекой.

     Организовано методическое и информационное сопровождение инновационной деятельности МБОУ СОШ № 16. Традиционным стало проведение в начале учебного года совместно с нашими партнерами семинара «Информационно-образовательная среда города и края и ее потенциальные возможности для формирования этнокультуры и поликультуры школьников». Практическая часть семинара проходит в виде мастер-классов,  на которых педагоги и приглашенные гости обмениваются опытом работы.  

  Систематическая работа по подготовке педагогического коллектива к работе в поликультурной среде школы способствовала созданию единого корпоративного пространства. Психологом разработан тренинг толерантности для педагогов. Учителя активно принимают участие в  работе семинаров, научно-практических конференций,  в городской панораме инновационного опыта «Виртуальная площадка», проявляют инициативу и творчество, стали более ответственно относиться к  повышению своей профессиональной компетентности.     Готовится к выпуску сборник «Социальная и культурная интеграция детей мигрантов: опыт инновационной деятельности».

     И в заключении хотелось бы сказать следующее.  Важной предпосылкой успешнос­ти деятельности учителя полиэтни­ческой школы является его уважение и бережное отношение к национальной ментальности, конкретным формам ее проявления, возникающим в процессе обучения детей, для которых русский язык является неродным. При этом, несомненно,   следует пом­нить о приоритетах в отношении к эффективному обучению всех школьников.

Поделиться:

Недостаточно прав для комментирования