Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Добрый день, уважаемые участники гражданского форума!

  Формирование и воспитание  патриотизма и гражданской идентичности    в современной России    является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов.

     Понятие гражданской идентичности немыслимо без соотнесения себя с определенным государством. Само государство, его территория, характер социальных отношений, система государственных ценностей, народ (или народы), населяющий эту территорию, культура, язык и традиции, все это   представляет содержание понятия «государственная идентичность».

     Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание. Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.

Однако этот процесс переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни педагоги не могут обязать, предписать любовь ребенку к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысление своего отношения к Отечеству.

    Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, которая учитывает государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране; трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье; пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства; изменением контингента обучающихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и  из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства.

В результате,    в образовательных учреждениях  значительно увеличилось число детей, для которых русский язык является неродным.

    В нашей школе обучаются дети 17 национальностей. Большинство из них родились  в России. Из общего количества обучающихся более 20% составляют дети мигрантов и цыгане.

    На развитие образовательной системы МБОУ СОШ № 16 оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. С одной стороны, школа функционирует в социально-культурной среде страны, города; взаимодействует с социально-культурными, научными и образовательными учреждениями. С другой стороны, школа имеет свой внутренний потенциал развития, определяемый уровнем подготовленности и профессиональной мобильности педагогического коллектива, степенью внедрения инновационных форм и технологий в образовательный процесс, материальным оснащением, готовностью коллектива к переменам в соответствии с социальным заказом общества.

     С декабря 2013 г. школа является муниципальной инновационной площадкой по теме «Социальная и культурная интеграция детей мигрантов». Также наше учреждение участвует в краевом проекте "Поддержка общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях" в качестве учреждения, обучающего детей мигрантов.

     Подготовка к работе по теме инновационной площадки проводилась в течение всего 2013 года.  Было проведено диагностическое исследование обучающихся и педагогов, результаты которого наглядно показали, что в обучении детей-мигрантов существуют специфические проблемы:

- значительный перерыв в занятиях,

- слабое знание русского языка,

- несоответствие требований в школах, и, как следствие, - низкая успеваемость.

    Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в группе. Все это порождает определенные защитные реакции детей-мигрантов.

    Продолжительность адаптации ребёнка в поликультурное образовательное пространство зависят от многих факторов.   Важнейшим является возраст детей из семей мигрантов. Отмечено, что младшие школьники адаптируются быстрее и успешнее старших. Пол также влияет на процесс адаптации: девочки труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мальчики. К внутренним факторам относятся личностные характеристики детей. Если ребёнок обладает такими качествами; как высокая самооценка, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль, то ему легче адаптироваться в новой среде.

    Важное значение имеет и мотивация. Самая сильная обычно наблюдается у детей, чьи родители переехали в другую страну на постоянное место жительства.

   В этих условиях перед нами возникает вопрос, а готов ли учитель к решению педагогических задач в работе с детьми мигрантов.

Анализ результатов диагностики педагогических работников позволил выделить целый ряд педагогических и практических проблем:

  • внутренняя настороженность участников образовательных отношений к другой культуре;
  • противоречие между имеющимся у педагогов опытом работы с детьми, обучающимися в однородных по национальному составу, языку и культуре классах, и необходимостью их подготовки к работе в условиях многонационального состава обучающихся, многоязычия и различия культур.
  • не разработанность типологии обучающихся-мигрантов с целью осуществления дифференцированного подхода, развития их способностей и коррекции;
  • поиски новых подходов к организации образовательного процесса. Этот подход должен быть адаптивно направленным. Педагог организует занятия, на которых изучается новая функционально направленная информация. Здесь возникает парадоксальная ситуация: учитель имеет опыт организации деятельности обучающихся при изучении предмета, в то же время испытывает затруднения при введении в образовательный процесс развивающих форм, методов, средств обучения и воспитания, которые бы существенно адаптировали   детей мигрантов к вхождению в образовательную среду.

      Все это предполагает разработку и осуществление специальных программ работы с детьми мигрантов.

     В современных условиях, именно образовательная среда, работающая со всеми участниками образовательного процесса, призвана построить образовательный процесс так, чтобы этническая идентификация школьников не была противоречивой; помогала справиться с посттравматическими расстройствами; минимизировала эффект культурного шока; способствовала развитию умений и навыков конструктивного взаимодействия с представителями других культур   и происходила в контексте становления гражданина поликультурного общества.    

    Перед педагогами встает совершенно новая задача: как учить таких детей? Как все это возможно учесть в образовании?  Какие условия психолого-педагогического воздействия наиболее эффективны в условиях многополярного мира? Какие стратегии оптимальны и оправдывают себя в поликультурной образовательной среде? Как должна быть организована подготовка самих педагогов?

     Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов выделяют три основных: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.

     С 01 сентября 2015 г. педагогический коллектив нашего учреждения начал реализацию новой программы развития. Целью данной программы является-  создание поликультурного образовательного пространства, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных и этнических групп обучающихся в интересах развития их российской гражданской идентичности.

      Реализация Программы предполагает определенное переосмысление  содержания учебных предметов, использование в них национальных, культурных элементов,  обращение к традициям тех культур, носители которых обучаются в школе. В  процессе реализации Программы предполагается развитие модели среды поликультурного образования школы. Назначение Программы связано с обеспечением основных прав детей на образование, гарантию полноценного развития каждого обучающегося в процессе получения образования.

     Настоящая Программа как организационная основа политики школы  представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, технологиях образования, системе управления, организационных формах образовательной деятельности.

     Реализация  инновационной модели  показала, что среди основных педагогических условий, способствующих эффективному управлению развитием образовательного учреждения, является профессиональная подготовка педагогических работников.

В нашем учреждении, в рамках постоянно – действующего  семинара  было организовано обучение педагогов, ориентированных на работу с детьми мигрантов, способных к организации диалога культур. Модель внутришкольного обучения педагогов включает в себя следующие направления деятельности:

  1. 1.Работа школьного семинара. Занятия   проводят  преподаватели Тихоокеанского государственного университета, Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Академии экономики и права, Хабаровского краевого института развития образования. На семинарах  рассматриваются такие вопросы, как:
  • Миграционные процессы современного мира и России. Особенности миграции в Хабаровском крае.
  • Этническая психология.
  • Социально - психологическая работа с детьми-мигрантами.
  • Педагогическая защита обучающихся из семей мигрантов.
  • Специфика обучения в поликультурном пространстве.
  • Проблемы межнационального общения и другие.

На лекционных и практических  занятиях   используются материалы, которые показывают отечественный опыт работы с обучающимися в межкультурном пространстве.

      2.Повышение квалификации педагогических работников на базе сторонних организаций.

a.специальное обучение педагогов работе с детьми мигрантов в ресурсном центре ДВГГУ в рамках международного проекта "TEMPUS". Нашему коллективу была предоставлена возможность   познакомиться с конкретным опытом работы образовательных учреждений города и края по данному вопросу.

b.обучение социального педагога школы на базе ДВГГУ по теме "Социальные и психологические аспекты работы с мигрантами".

c.обучение социального педагога и педагога - психолога в г. Санкт-Петербурге по теме "Менеджмент в сфере психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в полиэтнической среде ".

d.Отдельного внимания заслуживает проблема подготовки учителей русского языка и начальной школы. Работая в полиэтнических классах, на учителя   возлагается дополнительный груз профессиональной ответственности не только за языковую подготовку таких детей, но и за создание комфортных условий для их адаптации и обучения  в новых социальных условиях.

    Совершенствование компетенций учителей русского языка и начальных классов проводится по следующим направлениям:

   Во-первых, это – повышение квалификации по преподаванию русского языка как неродного. Министерство образования и науки Российской Федерации, Факультет повышения квалификации преподавателей русского

языка Российского университета дружбы народов на базе региональных площадок проводил бесплатное повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений   по вопросам преподавания русского языка как неродного в условиях внедрения ФГОС ОО.12 учителей школы прошли подготовку по данному направлению и получили сертификаты. Из числа этих педагогов была создана рабочая группа по реализации программы «Обучение русскому языку как иностранному».

    Во-вторых, это - организация  консультационной деятельности, помогающей учителям русского языка и начальной школы, эффективно работать в условиях полиэтнического класса (при поддержке кафедры русского языка как иностранного ДВГГУ и др. ВУЗов).

     Следующим аспектом деятельности учреждения по подготовке педагогов является:

  1. 3.Участие   в гранте по реализации программы межшкольной площадки в рамках партнёрства с информационно-ресурсным центром "Единение".  Был подготовлен и проведен "круглый стол" по теме "Проблемы межнационального общения в Хабаровском крае" (с приглашением коллег из  других образовательных учреждений).

На дискуссионных площадках педагоги обсуждали различные вопросы:

  • Знаем ли мы культуру представителей народов, обучающихся в нашей школе?
  • Коммуникативные проблемы и способы их решения в современном поликультурном социуме.
  • Культурный шок и его последствия для ребёнка в условиях миграции.
    • Проблемы изучения русского языка детей – билингвов.
    • Проблемы воспитания межэтнической, межконфессиональной и межнациональной толерантности в школе.
    • Опыт гармонизации межнациональных отношений и предотвращения межнациональных конфликтов среди школьников.

4.Участие педагогического коллектива школы в конференциях, "круглых столах", научно-методических семинарах:

a.в ежегодной международной конференции, посвящённой проблемам интеграции мигрантов в Хабаровском регионе;

b.в региональном научно-практическом семинаре "Проектирование поликультурного образовательного пространства в современных условиях Дальневосточного региона";

c.во всероссийском конкурсе-конференции "Социально гуманитарные практики в образовательном пространстве России"

d.в научно-практической конференции "Поликультурное образование и межнациональное общение".

5.Методическое и информационное сопровождение инновационной деятельности МБОУ СОШ № 16.

     На методических семинарах уделяется особое внимание вопросу переориентации содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе. На основе принципа преемственности, с учетом региональных особенностей в школе разработаны методические рекомендации по включению этнокультурного компонента в рабочие программы педагогов.

    Традиционным стало проведение в начале учебного года совместно с нашим партнером (библиотекой –филиалом № 10) круглого стола «Информационно-образовательная среда города и края и ее потенциальные возможности для формирования этнокультурных и поликультурных компетенций школьников».

 6.Психологом разработан тренинг толерантности для педагогов.

7.Главным компонентом системы повышения уровня подготовки учителей, работающих в школе, является исследовательская деятельность.

Данная модель непрерывного повышения квалификации педагогов школы, дает положительную динамику роста количественных и качественных показателей уровня профессионально-педагогической компетентности учителя школы. Так, количество педагогов школы, включенных в научно-исследовательскую работу по проблемам, актуальным для школьного образования, значительно увеличилось.  

 Реализация педагогической программы предполагает пошаговое выполнение задач.

 1.Задача - Адаптация и социализация детей-мигрантов к образовательной среде школы. Модель представляет собой целостный подход к организации процессов адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы. Цель адаптации и социализации детей-мигрантов - интегрировать обучающихся-мигрантов в российскую образовательную среду. То есть, дать возможность ученику осознать, что образовательная среда школы ученику функционально знакома, и он может действовать в ней самостоятельно, решая встающие перед ним как образовательные, так и социальные задачи.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов осуществляется всем педагогическим коллективом, в т.ч. педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом,   тьютором.

Также разработаны модель индивидуального сопровождения детей мигрантов, форма карты индивидуального сопровождения, форма характеристики для направления на школьную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Диагностика детей мигрантов состоит из нескольких этапов-

  1. 1.При приёме детей в учреждение.
  2. 2.В ходе проведения индивидуально-коррекционной работы по сопровождению ребёнка.
  3. 3.На последнем этапе диагностики осуществляется выделение конкретных показателей (индикаторов) развития определённых качеств личности обучающегося-мигранта, проводится анализ продуктов деятельности.

 

  1. 2.Задача - Создание условий для освоения детьми из семей мигрантов русского языка. В течение 2013–2014 учебного года (в самом  начале работы с детьми мигрантов)  учителями начальных классов и русского языка были организованы дополнительные занятия по изучению русского языка. Однако педагоги понимали, что детям-мигрантов необходимо обучаться по программе для иностранцев. В январе 2015 г., после прохождения специальной курсовой подготовки,    учителем-логопедом была проведена диагностика;  учителя  русского языка и начальных классов провели с детьми мигрантов входное тестирование. Были приобретены "Методические материалы для тестирования детей инофонов по русскому языку», учебно-методический комплекс и рабочая тетрадь "Уроки русской речи: Книга для преподавателя". С февраля 2015 г. организована целенаправленная, систематическая работа по обучению детей мигрантов русскому языку как не родному: сформированы разноуровневые, мобильные группы детей, установлено расписание, проводятся диагностики. В конце учебного года, на заседании школьной психолого- медико- педагогической комиссии, были подведены итоги за определенный период. В работе комиссии приняли участие все члены педагогического коллектива.   

 3.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что общеобразовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Реализуя модель поликультурной образовательной среды, педагогический коллектив нашего  учреждения опирается на понимание, поддержку и помощь родителей. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Поэтому следующей задачей нашей программы является работа с родителями. С октября 2014 г. еженедельно работает «Родительская школа», представляющая собой форму работы, направленную на психолого-педагогическое просвещение родителей. Следует отметить поликультурность данной формы работы, поскольку она рассчитана на все категории родителей, в том числе и родителей мигрантов.

   Кроме того, проводятся  индивидуальные консультации, групповая работа по проблемам развития и воспитания ребёнка, учебной деятельности, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости, правовым вопросам;  индивидуальные консультации проводятся и для родителей мигрантов и билингвов, чьи дети готовятся к поступлению  в 1 класс.

 4.Задача - содействие формированию у обучающихся навыков межкультурной коммуникации, культуры межнационального общения.

Осуществление инновационной деятельности было определено в содержании образования и воспитания; технологиях обучения и воспитания; организации образовательного процесса (личностно-ориентированный, культурологический и деятельностный подходы); в управлении и самоуправлении.

Обновление содержания образования происходит через:

- включение поликультурного  и этнокультурного компонента в рабочие программы педагогов.

-  введение во внеурочную деятельность таких курсов, как «Музыка народов мира»,

  Разработанная педагогами нашей школы и социальными партнёрами (библиотекой – филиалом № 10) авторская программа "Школа – территория толерантности" стала важным структурным компонентом работы инновационной площадки. Программа охватывает социальный и психолого-педагогический компонент организации целостного педагогического процесса и включает в себя следующие направления:

1) цикл тренинговых занятий по развитию толерантности; проводится в системе развивающих занятий, что помогает ребенку решить как собственные проблемы взаимодействия с социумом школы, так и выстроить комфортную коммуникационную среду. Данный опыт может использоваться в совместной работе педагога-психолога и классного руководителя с обучающимися в возрасте 14–15 лет. Также психологом школы реализуется программа развивающих занятий для обучающихся 1-11 классов "От психологической азбуки до профессионального самоопределения".

  2) программа профильного лагеря "Калейдоскоп культур.

Профильный лагерь организуется в период летних каникул. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы профильной смены, являются "национальное самосознание", "толерантность", "уважение", "дружба", "доброта", "творчество", "коллектив", которые одновременно играют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности временного детского сообщества.

Идея профильной смены заключается в том, что дети в лагере будут "проживать" каждый день жизнью какого-то народа – так называемый "национальный день". Все участники должны будут "погрузиться" в атмосферу национальной культуры, традиций, обычаев.

3) проект межрегионального сотрудничества "Дружба XXI века", Эффективность проекта заключается в разнообразии направлений и форм работы с детьми и подростками, а также интенсивности различных видов деятельности.  

 По итогам первого этапа программы вышел сборник «Социальная и культурная интеграция детей мигрантов: опыт инновационной деятельности».

    Обсуждение на научно-практических конференциях различного уровня проблем интеграции детей мигрантов, вопросов поликультурного развития, социальная необходимость микрорайона школы стали источником возникновения идеи создания эффективной формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения в создании модели, обеспечивающей поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков.

В новой программе развития на 2015-2021 гг. одной из целей является создание социокультурного комплекса «школа – детский сад». В настоящее время начата работа по ее реализации. Детские сады  № 20 и №166 расположены в микрорайоне  МБОУ СОШ  № 16. Наши учреждения уже длительное время взаимодействуют между собой: проводится подготовка детей к обучению в школе, организовано совместное повышение педагогической компетентности учителей и воспитателей, обсуждаются сложные педагогические ситуации на совместных консилиумах. Сегодня в микрорайоне проживают дети 17 национальностей. Отдельно стоит выделить большое количество проживающих цыган. Все это создает естественную необходимость в создании специальной работы с данной категорией детей. Новизна проекта состоит в создании эффективной формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения в создании модели, обеспечивающей поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков.

Таким образом,

  1. 1.Выбранная нами логика организации, эффективность модели управления развитием образовательного учреждения, реализующего поликультурную направленность образования, оправданы.
  2. 2.Деятельность  МБОУ СОШ № 16 направлена  на разработку механизмов деятельности, содействующей социальной и культурной интеграции детей-мигрантов. Полученные   результаты подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы о том, что школа, находящаяся в сложных социальных условиях может обеспечивать своим ученикам из семей мигрантов достаточно высокий уровень социальной и культурной интеграции, если последовательно и системно будет реализовывать стратегии, обеспечивающие эффективный режим работы. Эти стратегии являются основой для программ повышения качества работы школы с детьми –мигрантов и могут быть транслированы  образовательным учреждениям, находящимся в подобных условиях.

В заключении следует сказать, что важной предпосылкой успешнос­ти деятельности учителя полиэтни­ческой школы является его уважение и бережное отношение к национальной ментальности, конкретным формам ее проявления, возникающим в процессе обучения детей, для которых русский язык является неродным. При этом, несомненно,   следует пом­нить о приоритетах в отношении к эф­фективному обучению всех школьников.

Поделиться:

Недостаточно прав для комментирования