МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
ТЕМА ПРОЕКТА:
ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Руководители проекта:
Казачук Наталья Владимировна, директор МБОУ СОШ №
Левашова Наталья Владимировна, заведующая МБ ДОУ №
Максименко Ирина Васильевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МА ДОУ №
Фарафонова Людмила Николаевна, заведующая кафедрой теории и практики социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВПО ДВГГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Хабаровск, 2015
Обоснование актуальности и значимости проекта, инновационной идеи
Современные мировые процессы глобализации привели к необходимости формирования единого культурного, информационного, образовательного пространства, единого мирового сообщества. В этих условиях повышается значимость воспитания личности новой формации - гражданина мира, готового к межкультурному диалогу.
Перед образованием на сегодняшний день поставлена важнейшая и сложная задача - воспитание молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования. В контексте этого закономерным является развитие образовательных учреждений нового типа – социокультурных комплексов. Именно на основе подобной поликультурной композиции можно обеспечить формирование у детей дошкольного и школьного возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для развития их национально-культурной ипостаси. Реализация этого проекта имеет стратегическое значение для устойчивого политического, экономического и социального развития региона.
Детские сады № 20 и №166 расположены в микрорайоне школы № 16. Эти учреждения уже длительное время взаимодействуют между собой: готовят детей к обучению в школе, проводят совместное повышение педагогической компетентности учителей и воспитателей, обсуждают сложные педагогические ситуации на совместных консилиумах и др. Сегодня в микрорайоне этих учреждений проживают дети 17 национальностей. Отдельно стоит выделить большое количество проживающих цыган в данном микрорайоне. Все это создает естественную необходимость в создании специальной работы с данной категорией детей.
Новизна проекта состоит в создании эффективной формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения в создании модели, обеспечивающей поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков.
Цели и задачи проекта в соответствии с условиями конкурса
Цель:
Создание преемственности в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности.
Задачи проекта:
Создать условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования в предоставлении разнообразных услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей.
Реализовать содержание поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
Расширить возможности организации занятости и развития детей во внеурочное время и в системе непрерывного дополнительного образования детей и подростков.
Сохранить этнокультурные традиции, обычаи, родного языка как средства коммуникации между представителями одного этноса и понимание других культур, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
III.План проекта с указанием основных мероприятий, сроков его реализации
|
Этапы проекта |
Основные мероприятия |
|
1 полугодие 2015 – 2016 учебного года - подготовительный этап |
Создание нормативно-правовой базы реализации проекта. Создание координационного совета для реализации проекта. Разработка модели и содержания проекта. Проведение обучающих семинаров для учителей и воспитателей по реализации проекта. |
|
2 полугодие 2015–2016 учебного года, 2016–2017 учебный год - внедренческий этап |
Реализация содержания проекта. Создание и внедрение модели «Школа – детский сад: социокультурный комплекс в поликультурном пространстве региона». Коррекция содержания проекта в ходе его реализации. |
|
1 полугодие 2017-2018 учебного года - рефлексивный этап |
Диагностика результатов Анализ результативности проекта. Планирование перспектив развития проектных мероприятий, проекта в целом. |
IV. Критерии оценки эффективности и результативности реализации проекта (в рамках поставленных задач)
|
№ |
Задачи |
Результат, диагностика |
Продукт |
|
1 |
Создать условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования в предоставлении разнообразных услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей.
|
Результат: Условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования: Нормативно – правовые. Информационно-методические. Организационные. Материально-технические. Диагностика: Экспертиза наличия необходимых показателей в рамках реализуемых условий. Услуги образования и воспитания, удовлетворяющие запросам детей и родителей. Диагностика *потребностей (запросов) детей и родителей; *наличие модели реализации проекта, разработанной с учетом диагностики потребностей. |
*Нормативно-правовая база реализации проекта. *Модель интеграции образовательных учреждений различных ступеней образования, обеспечивающая поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков. *Система услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей. *Программа обучения учителей и воспитателей. |
|
2
|
Реализовать содержание поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
|
Результат: Взаимодействие культур. Культурообогащение и развитие ценностей собственной национальной культуры. Диагностика: Анализ реализации поликультурного образования в содержании преподаваемых дисциплин. Анализ реализуемых программ дошкольного образования в аспекте поликультурного образования. Анализ воспитательных систем социокультурного комплекса в аспекте поликультурного образования. |
*Материалы обобщения опыта работы социокультурного комплекса по реализации содержания поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС. *Материалы проведенного анализа деятельности социокультурного комплекса. |
|
3 |
Расширить возможности организации занятости и развития детей во внеурочное время и в системе непрерывного дополнительного образования детей и подростков. |
Результат: Модель внеурочной деятельности. Количественные показатели: Количество работающих творческих объединений. Количество охвата детей и подростков системой внеурочной деятельности и дополнительным образованием. |
Сборник рабочих программ внеурочной деятельности. Фотоотчеты, журналы работы творческих объединений, совместные выставки творческих работ, фестиваль искусств. |
|
4 |
Сохранить этнокультурные традиции, обычаи, родного языка как средства коммуникации между представителями одного этноса и понимание других культур, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. |
Результат: Система поликультурного образования и этнокультурного развития детей и подростков. Диагностика Анализ системы поликультурного образования и этнокультурного развития детей и подростков. Качественные показатели: Понимание других культур. Умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Диагностика Методика ICBQ - диагностика способностей к успешной работе в инокультурном окружении (компетенции межкультурной коммуникации) Тест Иванова Е.Ю. – изучение стратегии поведения обучающихся. Тест Почебут Л.Г. - культурно-ценностные ориентации личности. Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) - уровень сформированности представлений у детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними. Методики «Сломанный карандаш» «Сестренки», «Кинотеатр», «В поезде», «В путешествии»- уважение своих национальные традиций и обычаев других народов. |
*Материалы проведенного анализа деятельности социокультурного комплекса. * Результаты диагностик. *Методические материалы из опыта работы социокультурного комплекса (методические разработки, сценарии…).
|
V. Кадровое обеспечение проекта, создание устойчивых связей с другими образовательными учреждениями
Реализация проекта охватывает 3 образовательных учреждения. Все работники данных учреждений участвуют в проекте: администрация, педагог- психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели, методисты, руководители М.О. и др.
Так же в ходе выполнения задач проекта привлекаются:
МБУК «Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска – библиотека - филиал № 10,
Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова,
Национально - культурные центры г. Хабаровска,
Ассамблея народов Хабаровского края,
Жители микрорайона,
Студенты и преподаватели ФГБОУ ВПО ТОГУ, кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий.
VI. Порядок контроля выполнения проекта
|
Этапы контроля |
Содержание контроля выполнения проекта |
|
Сентябрь
|
Анализ необходимых условий реализации проекта: Нормативно-правовое обеспечение проекта. Работа координационного совета для реализации проекта. Разработка модели и содержания проекта. |
|
Январь |
Итоги работы творческой группы по разработке содержания проекта. Обучающие семинары для учителей и воспитателей по реализации проекта. |
|
Май |
Реализация содержания проекта. Коррекция содержания проекта в ходе его реализации. |
|
Сентябрь |
Реализация программы летних профильных смен «Школа будущего первоклассника» и «Калейдоскоп культур». |
|
Январь
|
Внедрение модели «Школа – детский сад: социокультурный комплекс в поликультурном пространстве региона». |
|
Сентябрь - декабрь 2017г. |
Анализ результативности реализации проекта. |
Потенциал развития проекта
В результате накопленного опыта в реализации проекта «социокультурный комплекс» становится Центром развития педагогической компетентности в рамках реализации задач поликультурного образования и этнокультурного развития личности в образовательном пространстве Хабаровского края.
VII. Конечный продукт, материалы для тиражирования, трансляции опыта
|
1 год проекта |
2 год проекта |
|
Конечный продукт: *Нормативно-правовая база реализации проекта. *Модель преемственности образовательных учреждений различных ступеней образования, обеспечивающая поликультурное образование и этнокультурное развитие личности. *Программа обучения учителей и воспитателей. Материалы для тиражирования, трансляции опыта: Программа обучения учителей и воспитателей. |
Конечный продукт: *Система услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей. *Материалы обобщения опыта работы социокультурного комплекса по реализации интеграции в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности. Материалы для тиражирования, трансляции опыта: Сборник из опыта интеграции в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности.
|
VIII. Результативность проекта
Развиты у детей и подростков личностных качества и умения:
Понимание других культур.
Уважение своих национальные традиций и обычаев других народов.
Умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
Способность к успешной работе в инокультурном окружении.
Сформирована основа межкультурной компетенции:
-на уровне деловой компетенции — знание собственных и чужих культурных ценностей и установок о возможной относительности данных ценностей;
-на уровне социальной компетенции — способности справляться со стрессом, преодолевать противоречия и конфликты в контактах, способности развития эмпатии к личности другой культуры;
-на уровне личностной компетенции — способность осознать, как «Я-концепция» подвержена влиянию культурных ценностей и установок;
-на уровне деятельностной компетенции — способности анализировать свою и чужую культуру, осознанно строить встречу с чужим.
Диагностика (инструментарий)
Методика ICBQ - диагностика способностей к успешной работе в инокультурном окружении (компетенции межкультурной коммуникации).
Тест Иванова Е.Ю. – изучение стратегии поведения обучающихся.
Тест Почебут Л.Г. - культурно-ценностные ориентации личности.
Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) - уровень сформированности представлений у детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Методики «Сломанный карандаш» «Сестренки», «Кинотеатр», «В поезде», «В путешествии»- уважение своих национальные традиций и обычаев других народов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
ТЕМА ПРОЕКТА:
ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Руководители проекта:
Казачук Наталья Владимировна, директор МБОУ СОШ №
Левашова Наталья Владимировна, заведующая МБ ДОУ №
Максименко Ирина Васильевна, заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе МА ДОУ №
Фарафонова Людмила Николаевна, заведующая кафедрой теории и практики социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВПО ДВГГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Хабаровск, 2015
I. Обоснование актуальности и значимости проекта, инновационной идеи
Современные мировые процессы глобализации привели к необходимости формирования единого культурного, информационного, образовательного пространства, единого мирового сообщества. В этих условиях повышается значимость воспитания личности новой формации - гражданина мира, готового к межкультурному диалогу.
Перед образованием на сегодняшний день поставлена важнейшая и сложная задача - воспитание молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования. В контексте этого закономерным является развитие образовательных учреждений нового типа – социокультурных комплексов. Именно на основе подобной поликультурной композиции можно обеспечить формирование у детей дошкольного и школьного возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для развития их национально-культурной ипостаси. Реализация этого проекта имеет стратегическое значение для устойчивого политического, экономического и социального развития региона.
Детские сады № 20 и №166 расположены в микрорайоне школы № 16. Эти учреждения уже длительное время взаимодействуют между собой: готовят детей к обучению в школе, проводят совместное повышение педагогической компетентности учителей и воспитателей, обсуждают сложные педагогические ситуации на совместных консилиумах и др. Сегодня в микрорайоне этих учреждений проживают дети 17 национальностей. Отдельно стоит выделить большое количество проживающих цыган в данном микрорайоне. Все это создает естественную необходимость в создании специальной работы с данной категорией детей.
Новизна проекта состоит в создании эффективной формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения в создании модели, обеспечивающей поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков.
II. Цели и задачи проекта в соответствии с условиями конкурса
Цель:
Создание преемственности в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности.
Задачи проекта:
1. Создать условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования в предоставлении разнообразных услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей.
2. Реализовать содержание поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Расширить возможности организации занятости и развития детей во внеурочное время и в системе непрерывного дополнительного образования детей и подростков.
4. Сохранить этнокультурные традиции, обычаи, родного языка как средства коммуникации между представителями одного этноса и понимание других культур, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
III.План проекта с указанием основных мероприятий, сроков его реализации
|
Этапы проекта |
Основные мероприятия |
|
1 полугодие 2015 – 2016 учебного года - подготовительный этап |
· Создание нормативно-правовой базы реализации проекта. · Создание координационного совета для реализации проекта. · Разработка модели и содержания проекта. · Проведение обучающих семинаров для учителей и воспитателей по реализации проекта. |
|
2 полугодие 2015–2016 учебного года, 2016–2017 учебный год - внедренческий этап |
· Реализация содержания проекта. · Создание и внедрение модели «Школа – детский сад: социокультурный комплекс в поликультурном пространстве региона». · Коррекция содержания проекта в ходе его реализации. |
|
1 полугодие 2017-2018 учебного года - рефлексивный этап |
· Диагностика результатов · Анализ результативности проекта. · Планирование перспектив развития проектных мероприятий, проекта в целом. |
IV. Критерии оценки эффективности и результативности реализации проекта (в рамках поставленных задач)
|
№ |
Задачи |
Результат, диагностика |
Продукт |
|
1 |
Создать условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования в предоставлении разнообразных услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей.
|
Результат: 1. Условия для реализации принципа преемственности между различными ступенями образования: · Нормативно – правовые. · Информационно-методические. · Организационные. · Материально-технические. Диагностика: Экспертиза наличия необходимых показателей в рамках реализуемых условий. 2. Услуги образования и воспитания, удовлетворяющие запросам детей и родителей. Диагностика *потребностей (запросов) детей и родителей; *наличие модели реализации проекта, разработанной с учетом диагностики потребностей. |
*Нормативно-правовая база реализации проекта. *Модель интеграции образовательных учреждений различных ступеней образования, обеспечивающая поликультурное образование и этнокультурное развитие детей и подростков. *Система услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей. *Программа обучения учителей и воспитателей. |
|
2
|
Реализовать содержание поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
|
Результат: · Взаимодействие культур. · Культурообогащение и развитие ценностей собственной национальной культуры. Диагностика: · Анализ реализации поликультурного образования в содержании преподаваемых дисциплин. · Анализ реализуемых программ дошкольного образования в аспекте поликультурного образования. · Анализ воспитательных систем социокультурного комплекса в аспекте поликультурного образования. |
*Материалы обобщения опыта работы социокультурного комплекса по реализации содержания поликультурного обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС. *Материалы проведенного анализа деятельности социокультурного комплекса. |
|
3 |
Расширить возможности организации занятости и развития детей во внеурочное время и в системе непрерывного дополнительного образования детей и подростков. |
Результат: · Модель внеурочной деятельности. Количественные показатели: · Количество работающих творческих объединений. · Количество охвата детей и подростков системой внеурочной деятельности и дополнительным образованием. |
Сборник рабочих программ внеурочной деятельности. Фотоотчеты, журналы работы творческих объединений, совместные выставки творческих работ, фестиваль искусств. |
|
4 |
Сохранить этнокультурные традиции, обычаи, родного языка как средства коммуникации между представителями одного этноса и понимание других культур, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. |
Результат: 1. Система поликультурного образования и этнокультурного развития детей и подростков. Диагностика Анализ системы поликультурного образования и этнокультурного развития детей и подростков. Качественные показатели: 2. Понимание других культур. 3. Умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Диагностика · Методика ICBQ - диагностика способностей к успешной работе в инокультурном окружении (компетенции межкультурной коммуникации) · Тест Иванова Е.Ю. – изучение стратегии поведения обучающихся. · Тест Почебут Л.Г. - культурно-ценностные ориентации личности. · Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) - уровень сформированности представлений у детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними. · Методики «Сломанный карандаш» «Сестренки», «Кинотеатр», «В поезде», «В путешествии»- уважение своих национальные традиций и обычаев других народов. |
*Материалы проведенного анализа деятельности социокультурного комплекса. * Результаты диагностик. *Методические материалы из опыта работы социокультурного комплекса (методические разработки, сценарии…).
|
V. Кадровое обеспечение проекта, создание устойчивых связей с другими образовательными учреждениями
Реализация проекта охватывает 3 образовательных учреждения. Все работники данных учреждений участвуют в проекте: администрация, педагог- психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели, методисты, руководители М.О. и др.
Так же в ходе выполнения задач проекта привлекаются:
· МБУК «Централизованная система массовых библиотек г. Хабаровска – библиотека - филиал № 10,
· Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова,
· Национально - культурные центры г. Хабаровска,
· Ассамблея народов Хабаровского края,
· Жители микрорайона,
· Студенты и преподаватели ФГБОУ ВПО ТОГУ, кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий.
VI. Порядок контроля выполнения проекта
|
Этапы контроля |
Содержание контроля выполнения проекта |
|
Сентябрь
|
· Анализ необходимых условий реализации проекта: · Нормативно-правовое обеспечение проекта. · Работа координационного совета для реализации проекта. · Разработка модели и содержания проекта. |
|
Январь |
· Итоги работы творческой группы по разработке содержания проекта. · Обучающие семинары для учителей и воспитателей по реализации проекта. |
|
Май |
· Реализация содержания проекта. · Коррекция содержания проекта в ходе его реализации. |
|
Сентябрь |
· Реализация программы летних профильных смен «Школа будущего первоклассника» и «Калейдоскоп культур». |
|
Январь
|
· Внедрение модели «Школа – детский сад: социокультурный комплекс в поликультурном пространстве региона». |
|
Сентябрь - декабрь 2017г. |
· Анализ результативности реализации проекта. |
Потенциал развития проекта
В результате накопленного опыта в реализации проекта «социокультурный комплекс» становится Центром развития педагогической компетентности в рамках реализации задач поликультурного образования и этнокультурного развития личности в образовательном пространстве Хабаровского края.
VII. Конечный продукт, материалы для тиражирования, трансляции опыта
|
1 год проекта |
2 год проекта |
|
Конечный продукт: *Нормативно-правовая база реализации проекта. *Модель преемственности образовательных учреждений различных ступеней образования, обеспечивающая поликультурное образование и этнокультурное развитие личности. *Программа обучения учителей и воспитателей. Материалы для тиражирования, трансляции опыта: Программа обучения учителей и воспитателей. |
Конечный продукт: *Система услуг образования и воспитания, удовлетворяющих запросам детей и родителей. *Материалы обобщения опыта работы социокультурного комплекса по реализации интеграции в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности. Материалы для тиражирования, трансляции опыта: Сборник из опыта интеграции в социокультурном комплексе «Школа – Детский сад» в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности.
|
VIII. Результативность проекта
Развиты у детей и подростков личностных качества и умения:
· Понимание других культур.
· Уважение своих национальные традиций и обычаев других народов.
· Умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
· Способность к успешной работе в инокультурном окружении.
Сформирована основа межкультурной компетенции:
-на уровне деловой компетенции — знание собственных и чужих культурных ценностей и установок о возможной относительности данных ценностей;
-на уровне социальной компетенции — способности справляться со стрессом, преодолевать противоречия и конфликты в контактах, способности развития эмпатии к личности другой культуры;
-на уровне личностной компетенции — способность осознать, как «Я-концепция» подвержена влиянию культурных ценностей и установок;
-на уровне деятельностной компетенции — способности анализировать свою и чужую культуру, осознанно строить встречу с чужим.
Диагностика (инструментарий)
· Методика ICBQ - диагностика способностей к успешной работе в инокультурном окружении (компетенции межкультурной коммуникации).
· Тест Иванова Е.Ю. – изучение стратегии поведения обучающихся.
· Тест Почебут Л.Г. - культурно-ценностные ориентации личности.
· Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) - уровень сформированности представлений у детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
· Методики «Сломанный карандаш» «Сестренки», «Кинотеатр», «В поезде», «В путешествии»- уважение своих национальные традиций и обычаев других народов.